Что нужно помнить педагогу о психологических особенностях подросткового возраста


Об интеллектуальном развитии в подростковом и юношеском возрасте (6— 11-й класс)
С переходом из младших классов в средние и старшие изменяется положение детей в системе деловых и личных отношений с окружа­ющими людьми. Все большее место в их жизни начинают занимать серьезные дела, все меньше времени отводится на отдых и развле­чения. Возрастают требования к интеллекту. Учителя и родители переходят на новый стиль общения с подростками, больше аппелируя к их разуму и логике, чем к чувствам.
Активно идет процесс познавательного развития. Науке до сих пор недостаточно известно, что происходит с сознанием детей в этот возрастной период, как меняется их восприятие, внимание и воображение. За совершенствованием таких познавательных про­цессов, как память, речь и мышление, наблюдать легче, и о них можно сказать больше.
Подростки и юноши уже могут мыслить логически, способны к теоретическим рассуждениям и самоанализу. Они относительно свободно размышляют на нравственные, политические и другие темы, практически недоступные интеллекту младшего школьника.
Старшеклассники могут делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, то есть способны к индукции и дедукции.
Важнейшее интеллектуальное приобретение подросткового возраста — умение оперировать гипотезами. Можно говорить о сформированности у подростков теоретического, или словесно-логического мышления.
Наблюдается интеллектуализация всех остальных познаватель­ных процессов. Заметен рост сознания и самосознания, углубление знаний о себе, о людях, об окружающем мире.
Развитие самосознания находит выражение в изменении мотива­ции основных видов деятельности: учения, общения и труда.
Те виды деятельности, которые прежде выполняли ведущую роль, например, игра, постепенно отодвигаются на второй план. Начинается новая стадия психического развития.
В подростковом возрасте активно совершенствуется самокон­троль деятельности. Вплоть до юношеского возраста у многих подростков еще отсутствует способность к предварительному пла­нированию деятельности, но вместе с тем налицо стремление к саморегуляции.

О совершенствовании психических процессов

В 6 — 11 классах в психике школьников происходят важные процессы, связанные с перестройкой памяти. Активно развивается логическая память, но замедляется развитие механической памяти, что связано с увеличением объема информации. У учащихся могут возникнуть проблемы с памятью; наряду с этим появляется интерес к способам улучшения запоминания.
В этом возрасте активное развитие получают чтение, монологи­ческая и письменная речь. Письменная речь улучшается в направ­лении от способности к письменному изложению до самостоятель­ного сочинения на заданную или произвольную тему.

О развитии общих и специальных способностей

Продолжается развитие способностей детей на базе ведущих видов деятельности: учения, общения и труда. В обучении формируются и развиваются коммуникативные способности учащихся, включающие умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопони­мания, достигать поставленных целей. В труде идет активное становление тех практических умений и навыков, которые в будущем могут по­надобиться для совершенствования профессиональных способностей.

О личности подростка

Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростка со взрослыми людьми, сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей.
Центр физической и духовной жизни перемещается из дома во внешний мир. В течение трех-четырех лет обучения в старших классах школы оформляется мотивационная сфера человека, определя­ются его личные и деловые интересы, проявляются профессио­нальные склонности и способности. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стрем­лением к личностному самосовершенствованию, — это самопоз­нание, самовыражение и самоутверждение.
Быстро взрослеть подростка заставляют также обстоятельства, связанные с физическими изменениями его организма.
Самый легкий способ достичь цели «быть как взрослый» состоит в подражании внешним формам наблюдаемого поведения. В то же время в подростковом возрасте продолжается процесс формирования и развития самосознания ребенка. Он обращает большое внимание на собственные недостатки. Желаемый образ «Я» у подростков обычно складывается из ценимых ими достоинств других людей. В 7 —8 классах подростки начинают систематически зани­маться самовоспитанием. Они любят приключенческие, романти­ческие фильмы и литературу, так как их героям присущи качества мужественности, смелости, характер и сила воли.

Комментариев нет:

Отправить комментарий