Об
интеллектуальном развитии в подростковом и юношеском возрасте (6— 11-й класс)
С переходом из младших классов в средние и
старшие изменяется положение детей в системе деловых и личных отношений с
окружающими людьми. Все большее место в их жизни начинают занимать серьезные
дела, все меньше времени отводится на отдых и развлечения. Возрастают
требования к интеллекту. Учителя и родители переходят на новый стиль общения с
подростками, больше аппелируя к их разуму и логике, чем к чувствам.
Активно идет процесс познавательного
развития. Науке до сих пор недостаточно известно, что происходит с сознанием
детей в этот возрастной период, как меняется их восприятие, внимание и воображение.
За совершенствованием таких познавательных процессов, как память, речь и
мышление, наблюдать легче, и о них можно сказать больше.
Подростки и юноши уже могут мыслить
логически, способны к теоретическим рассуждениям и самоанализу. Они
относительно свободно размышляют на нравственные, политические и другие темы,
практически недоступные интеллекту младшего школьника.
Старшеклассники могут делать общие выводы
на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на
базе общих посылок, то есть способны к индукции и дедукции.
Важнейшее интеллектуальное приобретение
подросткового возраста — умение оперировать гипотезами. Можно говорить о
сформированности у подростков теоретического, или словесно-логического
мышления.
Наблюдается интеллектуализация всех
остальных познавательных процессов. Заметен рост сознания и самосознания,
углубление знаний о себе, о людях, об окружающем мире.
Развитие самосознания находит выражение в
изменении мотивации основных видов деятельности: учения, общения и труда.
Те виды деятельности, которые прежде
выполняли ведущую роль, например, игра, постепенно отодвигаются на второй план.
Начинается новая стадия психического развития.
В подростковом возрасте активно
совершенствуется самоконтроль деятельности. Вплоть до юношеского возраста у
многих подростков еще отсутствует способность к предварительному планированию
деятельности, но вместе с тем налицо стремление к саморегуляции.
О совершенствовании психических процессов
В 6 — 11 классах в психике школьников
происходят важные процессы, связанные с перестройкой памяти. Активно развивается
логическая память, но замедляется развитие механической памяти, что связано с
увеличением объема информации. У учащихся могут возникнуть проблемы с памятью;
наряду с этим появляется интерес к способам улучшения запоминания.
В этом возрасте активное развитие получают
чтение, монологическая и письменная речь. Письменная речь улучшается в направлении
от способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на
заданную или произвольную тему.
О развитии общих и специальных способностей
Продолжается развитие способностей детей
на базе ведущих видов деятельности: учения, общения и труда. В обучении
формируются и развиваются коммуникативные способности учащихся, включающие
умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и
взаимопонимания, достигать поставленных целей. В труде идет активное
становление тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться
для совершенствования профессиональных способностей.
О личности подростка
Переход к подростковому возрасту
характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие
ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у
подростка со взрослыми людьми, сверстниками, уровня развития познавательных
процессов, интеллекта и способностей.
Центр физической и духовной жизни
перемещается из дома во внешний мир. В течение трех-четырех лет обучения в
старших классах школы оформляется мотивационная сфера человека, определяются
его личные и деловые интересы, проявляются профессиональные склонности и
способности. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с
активным стремлением к личностному самосовершенствованию, — это самопознание,
самовыражение и самоутверждение.
Быстро взрослеть подростка заставляют
также обстоятельства, связанные с физическими изменениями его организма.
Самый легкий способ достичь цели «быть как
взрослый» состоит в подражании внешним формам наблюдаемого поведения. В то же
время в подростковом возрасте продолжается процесс формирования и развития
самосознания ребенка. Он обращает большое внимание на собственные недостатки.
Желаемый образ «Я» у подростков обычно складывается из ценимых ими достоинств
других людей. В 7 —8 классах подростки начинают систематически заниматься
самовоспитанием. Они любят приключенческие, романтические фильмы и литературу,
так как их героям присущи качества мужественности, смелости, характер и сила
воли.
Комментариев нет:
Отправить комментарий