четверг, 4 апреля 2013 г.

ТРАВМЫ ДЕТСТВА   

(часть первая)


Все мы родом из детства.
Есть в этой фразе один существенный смысл: большинство наших проблем, я говорю о взрослых людях, зародились в детстве.

Наши любящие родители, как умели, своим воспитанием и установками заложили основу наших реакций на неприятности и удачи; основу того, как мы строим отношения с другими и самими собой сейчас.


Стиль воспитания – стиль жизни.

Приведу лишь несколько примеров из практики.

Молодая женщина, 35 лет, страдает клаустрофобией. В детстве ее «интеллигентно» наказывали: закрывали в маленькой комнате, чтобы подумала над своим поведением.

У другой женщины, 42 года, родители в детстве любили поиграть в прятки. Гуляя с ней по городу, прятались, и пока она не начинала кричать и плакать, не появлялись. Диагноз: агорафобия, панические атаки.

У мужчины, 38 лет, мама часами «висела» на телефоне. Когда он хотел о чем-то спросить маму, она раздражалась и кричала на него. Обратился с затруднениями в общении, проблемами в установлении контактов с женщинами.

Бизнесмен, 44 года, диагноз: обсессивно-компульсивное расстройство. На утреннике в детском саду, когда ему было 5 лет, забыл слова стихотворения. Отец и мать всю дорогу домой рассказывали ему, как он их опозорил.

Я не говорю уже о семьях, в которых применяют физическое наказание, где часами читают нотации и рассказывают отроку, что его судьба – быть максимум дворником.

В этой статье я хочу рассказать, КАК НЕЛЬЗЯ ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ.

1. ФИЗИЧЕСКОЕ НАКАЗАНИЕ

Самый легкий и неинтеллектуальный способ подчинить ребенка своей родительской воле.

В начале хочу отметить, что практически всех людей, привлеченных к уголовной ответственности за причинение тяжких телесных повреждений, били в детстве родители.

Прежде всего вопрос: какой цели вы стремитесь достичь, применяя физическое наказание?

• Вырастить безвольного трусливого слабого человека, с заниженной самооценкой?
• Глубоко несчастного, обиженного на вас и весь мир вечного ребенка?
• Или, как вариант, жестокого агрессора, причиняющего физическую боль младшим братьям и сестрам, ровесникам, животным?
• Чтобы он усвоил, что физическая боль – это норма в общении?
• Еще вариант: постоянного пациента психоаналитика?
• И еще: человека, склонного к саморазрушению и суициду?

Список можно продолжить. Если это ваша цель, дерзайте, избивайте своего ребенка и дальше.
Но помните, что встав на тропу войны с личностью собственного ребенка, вы обязательно проиграете.

• Проиграете и в том, что он не оправдает ваших ожиданий в будущем;

• и в том, что утратите его доверие, и он начнет вам лгать, стремясь избежать боли; и неизвестно, куда эта ложь его заведет;

• и в том, что он подрастет и бросит вам вызов: один ребенок агрессией, стремлением вам отомстить, возможно, уходом из дома; другой – пассивным сопротивлением, упрямством; третий – со сломленной психикой, безвольный и покорный, может стать игрушкой в чужих, часто не самых чистых, руках.

Абсолютная иллюзия, что физическое наказание дает положительный воспитательный эффект.

Когда ребенок боится, чтобы избежать боли, он готов на все: просить прощения, угождать, обещать. При этом, не забывайте, он испытывает жесточайшее, мучительнейшее чувство унижения. Такое бесследно не проходит.

И это глубокий самообман, что таким способом вы решили проблему, конфликт улажен. Нет, конфликт спрятался, замаскировался, и он обязательно вырвется наружу. Бог знает, в какой форме!

Наказывая ребенка, вы хотели вызвать в нем чувство вины?

Не дождетесь. Когда вы били его, вы снимали с него вину. Более того, переусердствовав, вы перевесили чашу вины – теперь вы виновны. И придет время, когда он вам об этом заявит: может быть словами, может быть отношением, а может быть тем, что навсегда исчезнет из вашей жизни, оставив вам одинокую старость.
Ведь он вам ничего не должен, это вы перед ним виноваты!

Ребенок, привыкший к физическому наказанию, часто утрачивает способность слышать слова и реагировать на них. Особенно ярко такие дети проявляют себя в школе: хамят, грубят учителям, бьют одноклассников. Демонстрация беспредела. Ведь здесь запрещено их физически наказывать, а другое им "по барабану". Ведь иного, цивилизованного, стиля общения они не понимают.

Замечено также, что дети, которые подвергались физическим наказаниям, имею низкий уровень интроспекции (способность человека оценивать качество собственных мыслей и принимаемых решений). Они, как правило, думают не о качестве собственного поступка, а о том, как избежать наказания.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод:

• у физического наказания нет продуктивной цели;
• когда вы прибегаете к нему, следуя импульсивному порыву, просто расписываетесь в собственной беспомощности;
• вы жестоко, эгоистично разряжаете свой эмоциональный накал на том, кто беззащитен перед вами;
• упиваясь властью, демонстрируете собственные комплексы;
• калечите психику своего ребенка.

Как-то один родитель заявил, что его били, и он благодарен родителям за это. «А то в детстве связался с «дурной» компанией, если бы отец не порол, то погиб бы, как другие члены этой уличной банды».
Только этот папаша забыл сказать, а почему он попал в эту компанию, от чего в своей семье он сбегал на улицу, как мстил неповинным людям за то, что его дома «пороли».

Поэтому, если вас «пороли» в детстве, прервите этот пагубный круг. Пусть в вашем роду и именно вами будет поставлена точка в самой возможности физических наказаний.

Вы ведь любите своего ребенка и хотите, чтобы он был счастлив, внутренне свободен; тогда воспитывайте так, чтобы не пришлось ему всю жизнь выдавливать из себя «по капле раба» или на нарах отсиживать то, что родители не научили его контролировать свои импульсы и по - человечески, словами решать все вопросы и проблемы.

Материал взят с сайта : psy.biz.ua . Автор: Варфоломеева Валентина


Комментариев нет:

Отправить комментарий