воскресенье, 28 сентября 2014 г.

Некоторые вопросы и ответы "по горячим следам", касающиеся наиболее общих проблем развития личности ребенка.



Здесь приведены советы американского психотерапевта Брайана Шелби, много работавшего с детьми и родителями.
Роли матери и отца в первые 3 года жизни
1.            Роль   матери в первые три года жизни ребенка воспринимается им интуитивно, а до какой степени отец находится вне интересов ребенка?
Ответ. Конечно, в маленьком мире ребенка отец всегда представляет собой очень значимую фигуру, но только после первого года его жизни. Большинство детей на второй и третий год жизни начинают сильно ориентироваться на отца как на всесильную личность, которой они могут восхищаться и которая придает им уверенность и силу, и, в определенном смысле, они идентифицируют себя с ним.

2.            Можно ли в некоторых случаях рассматривать как "излишнюю" привязанность ребенка к матери, даже если он еще совсем маленький?
Ответ. Между двумя и тремя годами дети обоих полов сильно привязываются к матери, что вполне естественно, но если такая страстная привязанность сохраняется и после трех лет и принимает нездоровый, исключительный характер так, что ребенок не может долго оставаться без матери, будьте внимательны, потому что неприятные эмоциональные нарушения могут проявиться позднее, когда ребенок вырастет.
3.  Что же делать? Каким образом оторвать ребенка от матери, не заставляя его страдать?
Ответ. Конечно, он будет страдать, но это пойдет ему на пользу. Надо постараться придумать для него разные виды игр и развлечений, объяснив ему, что у мамы много дел и он не должен постоянно преследовать ее. Это очень сложная и долгая работа и здесь необходима помощь людей, способных вызвать у него симпатию и уважение. Не падайте духом при первых же сценах, устраиваемых ребенком, чтобы разжалобить мать. Избалованных детей надо как можно раньше отучать от капризов.
Как вести себя, чтобы не избаловать ребенка
4.  Как вести себя, чтобы не избаловать ребенка?
Ответ. Вполне очевидно, что если уступать всем требованиям ребенка и давать ему все, что он будет просить, то вы получаете избалованного ребенка. Надо проявить решительность, но одновременно терпимость и понимание, стараться не создавать для него привилегированные условия в семье, не делать частых уступок только из-за его отчаянного плача. Не браните его, а упрекайте ласковым и спокойным тоном. Покажите ему, что есть общие правила, которым он должен следовать, и строго придерживайтесь их. Ребенок должен видеть, что в общежитии некоторые законы столь же непреклонны, как и в физическом мире. Ведь как не сентиментальничай с огнем, он все равно обожжет, если прикоснуться незащищенной рукой. Так и родители должны решить для себя, какие границы переходить нельзя, и не позволять этого ни при карих условиях.
Нужно ли воспитывать ребенка в духе повиновения
5.  Нужно ли воспитывать ребенка в духе повиновения?
Ответ. Конечно, поскольку дети еще не являются сложившимися личностями, полностью осознающими пределы своих физических и эмоциональных возможностей. Нельзя полагать, что они сами могут решить, что для них хорошо, а что плохо. Они должны научиться принимать как благо советы своих родителей. Обратите внимание: не следует подчиняться всем без разбора взрослым потому только, что они взрослые. Ребенок должен расти, полностью осознавая свое достоинство, и научиться различать авторитет, которому надо повиноваться и авторитет, которого надо сторониться, то есть ложный авторитет.
6.  Но если ребенок слишком независим, то нет ли риска увидеть его страдающим от бесконечных разочарований, которые неизбежно будут возникать в его отношениях с миром взрослых?
Ответ. Лучше иметь слишком Независимого ребенка, чем слишком послушного. Разочарования, которые ждут его в мире авторитетных и всесильных взрослых могут быть компенсированы поддержкой семьи и друзей, собственным благоразумием. Постоянно поддерживайте здравый смысл ребенка, потому что он часто забывает, что является таким же гражданином, как и все остальные и имеет такие же права, но вмешивайтесь только тогда, когда увидите, что он сам с проблемой не справится. Вы убедитесь, что он очень рано будет выделяться ясным умом, даже в сравнении со взрослыми.
7.    Можно ли шлепать ребенка, если он того заслуживает?
Ответ. Будем считать, что уже все знают, какую психологическую, а иногда и физическую травму наносит ребенку телесное наказание. Это значит, что никто не вправе применять физическое насилие с целью воспитания ребенка. Должны быть взвешены и просчитаны все осложнения, которые может вызвать шлепок. Ритуальный шлепок, выполненный после мучительного сдерживания гнева и проделанный с холодным выражением лица, неторопливо и торжественно, необходимо раз и навсегда исключить. В крайнем случае, возможен мягкий, даже немного энергичный, не перегруженный угрозой и осуждением шлепок.

Как выработать у ребенка самоконтроль

8.    Как вести себя, когда ребенок заходится в истеричном плаче?
Ответ. Помните постоянно, что если подобное явление повторяется регулярно, за этим кроется что- то другое. Что именно? Вы должны разобраться в этом сами, но помните, что упреки, сделанные в момент, когда ребенок взволнован и раздражен, находясь во власти внутреннего конфликта, могут произвести обратный эффект. Дайте ему остыть, не проявляя к нему жалости, потому что ему бывает потом стыдно за устраиваемую сцену и он может почувствовать себя виновным из-за того, что заставил вас страдать.
9.    Но если он безостановочно всхлипывает и не в состоянии контролировать свое поведение, нужно ли упрекать его за это?
Ответ. Да, но всегда после выяснения причины такого состояния. Ребенок может вести себя подобным образом, потому что он не находит иногда другого способа для передачи состояния тревожности, которое его беспокоит и ждет от вас успокоения. Вам достаточно ласково успокоить его, чтобы прекратить хныканье.
10. Не является ли самоконтроль сдерживающим фактором в стихийном поведении ребенка?
Ответ. Нет, потому что ребенок взрослеет, все больше становясь социальным индивидуумом, подражая поведению своих родителей. Скажу больше, когда родители лишены самоконтроля и излишне "спонтанно" предаются радости или, наоборот, горю, веселости или раздражению, ребенок теряет ориентацию, потому что лишается точной модели поведения для подражания.
11. Как вести себя, если ребенок забывает класть одежду на место и не хочет научиться быть аккуратным?
Ответ. Утверждение о том, что ребенок забывает класть на место свои вещи не совсем соответствует действительности. Речь идет о типичной форме протеста и молчаливого бунта, вызова, который часто является признаком требования большей независимости. Проявите терпимость и на время откажитесь от требовательности и не делайте замечаний категорическим тоном: "Хорошо, сегодня вечером можешь оставить вещи разбросанными, но больше так не делай", - такое поведение с вашей стороны будет более разумным.
Как относиться к тому, что ребенок хочет все делать по-своему
12. Как относиться к тому, что ребенок хочет все делать "по-своему". Хорошо это или плохо?
Ответ. Безусловно, хорошо. Дайте ему возможность учиться на своих ошибках. Творческий ребенок сам перестанет экспериментировать при условии, если его творческий потенциал не является маскировкой неуверенности, глубокого беспокойства, которые вынуждают его каждый раз доказывать, что и он "может это сделать". Такое поведение может быть вызвано постоянным страхом ошибиться и проявится в отчаянном и безрассудном упорстве в повторении ошибок. Это не что иное как просьба о помощи, и вам необходимо на нее ответить, вмешиваясь бдительно и ласково и никогда не подвергая сомнению способности ребенка. Предложите ему кратчайший, более удобный путь для решения проблем.
13. "Независимый" ребенок по характеру часто холерик. Как быть в данном случае?
Ответ. Дух противоречия - это здоровый и разумный способ утвердиться как личности. В своем желании обладать "взрослой" властью, в непреодолимой потребности привлечь к себе внимание взрослых, ребенок ищет согласия и одобрения. Поддерживайте и укрепляйте в нем чувство уверенности, но не допускайте возникновения у него идеи своего величия, иначе он будет ставить перед собой невыполнимые задачи и разочаруется, не сумев их выполнить.
14.  Но если дух противоречия побуждает его к проявлению бурной, насильственной реакции и он не отдает себе в этом отчета, как быть? Содействовать ему или реагировать на это по-другому?
Ответ. Лучше всего в таких случаях не обращать на них внимания, то есть делать вид, что его поведение не заслуживает быть замеченным. Но если он разбивает какой-то предмет, произносит бранные слова или пускает в ход руки, здесь уже нужно реагировать и энергично делать замечание.
Как победить робость и застенчивость
15.  А если наоборот, ребенок излишне робок, застенчив и недоверчив?
Ответ. Мы уже говорили, что это признак глубокой неуверенности, которая преодолевается посредством воспитания веры в свои силы благодаря позитивному поведению родителей. Если ребенок пассивен, неспособен взять себя в руки, жалостлив, нужно изменить такую склонность характера, оказывая ему постоянную моральную поддержку, которая, тем не менее, должна содержать и некоторую долю критики и порицания. Не совершайте ошибку, не будьте слишком нежны со слабым ребенком, потому что таким образом вы будете лишь питать и поддерживать в нем эту слабость.
16.  Когда он из-за робости не участвует в играх других детей, что лучше всего предпринять в этом случае?
Ответ. Как и во всех других случаях, не обостряйте его чувство робости, обвиняя его в чем-то или энергично вынуждая делать то, что он не хочет делать. Проблема отношений с другими детьми очень щепетильна. Лучше всего действовать постепенно, поощряя его дружбу с каким-нибудь ребенком, который, по вашему мнению, сможет ввести его в социальный мир. Однако, почти все дети переживают периоды, в которые проявляют себя мизантропами, но это зависит также от потребности, возникающей до или после периода одиночества, прислушиваться к быстрым изменениям, происходящим в них самих.
17.  Иногда робость проявляется лишь в отношениях со взрослыми, к которым он, возможно, испытывает страх. В чем здесь дело?
Ответ. Некоторое чувство стеснения перед взрослыми - это нормальное явление, учитывая, что все наше общество живёт по таким законам, что ребенок вынужден чувствовать себя ниже взрослых, и здесь не удастся ничего изменить. Но вы сможете воспитать его в таком духе, чтобы он почувствовал себя наравне со взрослыми во всем. Если же вы заметили, что его робость зависит от присутствия особенно неприятного ему взрослого, вызывающего у него страх и неуверенность, успокойте ребенка и поговорите с этим человеком, чтобы он изменил свою манеру поведения и обращения с ребенком.
Что означает вызывающее поведение ребенка
18.  Иногда в присутствии нескольких человек ребенок ведет себя вызывающе, стараясь привлечь к себе внимание. Что означает такое поведение?
Ответ. Это тоже вопрос, касающийся проявления робости и даже настоящей тревоги перед миром взрослых. Вызывающее поведение - обычная реакция ребенка, такая же как и другие, поэтому не стоит беспокоиться по этому поводу. Ребенок пытается представить себя приятным, но при этом проявляет излишнее усердие, не отдавая себе отчета в этом, будучи охвачен паникой. Вам надо проявить много терпения и даже просить гостей притвориться, что им интересно наблюдать за его поведением, но стараясь не подстрекать его и одновременно не игнорировать поведение ребенка. Таким образом ребенок успокоится, увидев, что он не оказался в центре внимания взрослых. Заметьте, что обычный возраст для такого поведения около 6 лет. В этом возрасте трудно требовать от него соответствующего поведения перед взрослыми.

Как уладить отношения с младшими братьями и сестрами
19.  Если робость проявляется после рождения младшего брата, то в чем здесь причина?
Ответ. Речь, конечно, идет о внешнем аспекте внутреннего конфликта ребенка, который не был готов к факту рождения непрошенного гостя (так он его бессознательно рассматривает), и поэтому хотел бы быть более защищенным и первым получить ласку родителей. Он действительно боится потерять часть вашей любви. Ваша задача - дать ему почувствовать, что ваша любовь к нему не стала меньше, включите его в ваши заботы о' малыше и хвалите за помощь вам и заботу о младшем. Это повысит его чувство значимости и придаст ему уверенности(см. также вопр.20). Если же вы заметили, что его робость зависит от присутствия особенно неприятного ему взрослого, вызывающего у него страх и неуверенность, успокойте ребенка и поговорите с этим человеком, чтобы он изменил свою манеру поведения и обращения с ребенком.
20.  Что надо предпринять, чтобы избавить его от ревности к младшему брату?
Ответ. Вовлеките его в хлопоты по уходу за малышом. Дайте ему почувствовать ответственность за его распорядок дня, кормление и т.д. Пусть он увидит, что его помощь на самом деле необходима, потому что малыш еще не умеет сам себя обслуживать, а он уже большой и его присутствие успокаивает его брата.
21.  Является ли неизбежной ревность между братьями, когда младший подрастает и начинает предъявлять свои права, или этого можно избежать?
Ответ. Надо признать, что ревность неизбежна, несмотря на то, что для каждого ребенка самое большое счастье - иметь в доме партнера, с кем можно поиграть. Это слабый довод, но его можно использовать, если у вас хватит духа быть беспристрастным в разрешении их бесконечных споров и особенно когда вы убедитесь, что они не могут поделить какую-то вещь, а игрушка, подаренная одному или обоим вместе становится предметом, яростного спора. Дарить надо игрушку одному и такую же другому. Это должно стать правилом.

22.  Как быть, если более старший обижает более младшего, пользуясь его слабостью?
Ответ. С одной стороны, родители должны проявлять больше расположения к старшему ребенку, чтобы не усугублять его страха потерять любовь родителей, что, в общем, и является причиной ревности. С другой стороны, вы не должны допустить, чтобы младший страдал от этого. Необходимо проявлять нежность и одновременно быть жестким для пресечения действий старшего брата по отношению к младшему. Дайте ему понять, что нельзя пользоваться слабостью маленького брата, а наоборот, все должны защищать его, особенно он, как старший брат.

23.  Но как воспитать в нем чувство ответственности именно в данном случае? Что ему говорить?
Ответ. Воздействие должно оказываться не столько словом, сколько поведением. Ответственность можно воспитать, давая ему мелкие, легко выполнимые поручения. Например, следить за молоком, чтобы не вылилось при кипении, вовремя выключить газ, следить за распорядком дня младшего брата и т. д. Проявите терпимость и не ругайте его за ошибки и неточности. Доверие - самый лучший способ придать ребенку чувство уверенности и избежать конфликтов, заставляющих его страдать и вызывающих в нем чувство агрессивности.
Брайан Шелби

Комментариев нет:

Отправить комментарий